«Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней»
Поделиться
Отправить
Поделиться
Павел Федоров
Павел Федоров
Павел Федоров

«Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней»

«Литературный марафон» — книга Криса Бейти, основателя NaNoWriMo: «National Novel Writing Month». Это своего рода состязание или скорее вызов — человек, который участвует, обязуется за месяц написать роман в 50 тысяч слов. Вернее, черновик такого романа. Каждый, кто смог, называется победителем NaNoWriMo. Книга как раз посвящена тому, как совершить такой подвиг и 1 февраля я начал свой марафон.

Для того, чтобы в человеке ожила творческая часть, Бейти на месяц забирает «внутреннего редактора» — это такой гад, который мешает творить и постоянно исправляет, повинуясь перфекционизму.

Нажмите кнопку, чтобы Бейти на месяц освободил вас от этого ужасного зверя «Внутреннего редактора»

Львиная часть книги отведена бытовым вопросам, о которых говорить почему-то не принято: как объяснить родным, чем ты занимаешься и почему это не глупость.

Бейти рекомендует начинать 1 числа любого месяца. Я выбрал февраль — 1 февраля как раз выпало на понедельник. Постараюсь пройти это испытание, закончу его 2 марта. Вряд ли я покажу кому-то черновик, зато честно поведаю, вышло или нет. На работу вызов никак не повлияет, потому что всё нерабочее пишу ночью, так что даже родным объяснять ничего не придётся.

В книге девять глав, четыре из которых нужно читать прямо во время марафона. А вот из первой половины я набрал несколько интересных цитат.

※※※

  Сюжет до начала написания романа не нужен, и не так уж важно место действия или притягательный ансамбль героев. Не требуется даже кофе (хотя в этом я уверен не до конца).

Дедлайны — это динамо-машины нового времени. Благодаря им построены все города, выиграны все состязания, относительно вовремя платятся все налоги. Дедлайны заставляют концентрироваться, требуют выделить время на деятельность, которую иначе пришлось бы постоянно откладывать. Они вдохновляют на то, чтобы отказаться от консервативных представлений о пределах возможного, и помогают вырвать победу из цепких объятий сна.

Первый закон изобилия несовершенств гласит: «Самый быстрый и легкий способ создать что-то красивое и долговечное — это рискнуть сотворить что-то совершенно отвратительное».

В первом черновике перевес чепухи над качественной прозой может оказаться просто шокирующим.

Дело не в том, что я собираюсь отсутствовать один месяц, а в том, что в течение одиннадцати остальных я буду непременно присутствовать. Писатели-любители, тратящие много лет на написание черновиков, обрекают себя и своих близких на постоянное чувство «вины за роман». Это сковывающее и понижающее самооценку ощущение вечного недовольства собой, которое сопутствует любому не вполне успешному проекту. Написав весь черновик за месяц, вы не столько удаляетесь из жизни близких, сколько возвращаете им себя на долгие годы. Уместив всю прокрастинацию и ненависть к себе в тридцатидневный срок, вы станете приятнее в общении все остальное время. (И постарайтесь как можно реже упоминать слова вроде «редактирование» или «переписывание»!)

Таким образом, хвастовство — это отличный инструмент для создания у людей ожиданий. Конечно, не гениальной прозы, а просто завершенности.

Если у вас на работе широкий выбор ручек, вы можете сэкономить деньги (и время на поход в магазин), стащив понравившуюся, когда никто не видит.

Однако когда дело доходит до писательства, кропотливая подготовка не всегда приводит к наилучшему итогу. Более того, излишняя подготовка скорее препятствует сочинению романа. Отправляясь в писательское путешествие и вооружившись проработанными характерами героев, их предысторий, сюжетными поворотами, метафорами и мотивами, вы вдруг обнаруживаете, что спонтанный побег в литературные джунгли с бутылкой воды и переменой белья не менее жизнеспособен с точки зрения результата.

В определенный момент планирование работы становится лишь поводом, чтобы ее отложить. Вы никогда не почувствуете себя достаточно готовым, чтобы перейти к написанию книги. Чем больше времени вы тратите на планирование, тем больше шансов, что вы не решитесь продолжить работу над шедевром, который способен оправдать столь длительную подготовку. Избавьтесь от давления и смело погружайтесь в роман.

«Найдите какой-нибудь генератор случайных предметов, имен, описаний, местностей: он может творить чудеса. Однажды у меня был герой, который любил сэндвичи с арахисовым маслом и огурцом — спасибо генератору случайных сэндвичей. Это я постоянно обыгрывала до самого конца романа!»

※※※Пожелайте мне удачи и терпения.

Остальное
Поделиться
Отправить
Поделиться