Подкаст «Поредачим». Какие навыки нужны автору и редактору
Это расшифровка 5 выпуска 3 сезона подкаста «Поредачим», который выходил в 2021 году. Возможно на данный момент гость думает иначе, но тем не менее — в статье много полезных советов.
В этом выпуске мы поговорили с главным редактором Яндекс Практикума Максимом Куреповым о навыках редактора и автора — какие наиболее ценят и без чего точно не обойтись.
Этот выпуск всё ещё можно послушать ↓
Почему навык разбираться в теме важнее, чем писать текст
— У вас в Практикуме есть разные направления. Главная аудитория подкаста — авторы, редакторы и специалисты, которые зарабатывают созданием контента. И вот вопрос: можно ли писать что-то про, например, бэкэнд, если ты не шаришь в бэкенде? Как это у вас работает?
— Для того, чтобы о чём-то писать, недостаточно открыть гуглдок или «Ноушен» и начать писать. Помимо писанины нужно знать, о чём писать. Если ты не разбираешься в бэкэнд-разработке, писать о ней — брехня.
Это касается любой области. Редакторская работа на 50–70% — не про написание текста, а про погружение в какую-то предметную область: разобраться в ней, изучить материалы, поговорить с экспертами. Автор и редактор — это специалисты, которые умеют писать и глубоко разбирается в теме.
— Мы приходим к тому, что если вы хотите быть автором или редактором в узкой тематике, вам нужно в этой тематике детально разбираться. И, кажется, мы приходим к мысли, что уметь писать уже недостаточно.
Какую долю занимает умение писать в скиллсете людей, которых ты нанимаешь?
— У меня в голове не разделён навык писательства с навыком погружения в тему. Как бы говорить, что я хочу писать, но не знаю о чём писать, — это примерно то же самое, что говорить — я прекрасный режиссёр, готов как Ингмар Бергман и Федерико Феллини снимать гениальное кино. Но одна проблема — не знаю о чём.
Здесь то же самое. Умение погружаться в предметную область, по-философски говорят, имманентное. Умение разбираться в предметной области имманентно автору. То есть если у автора этого навыка нет, то он не автор.
— Я правильно понимаю, если сказать более простыми словами, что умение писать не так важно, как умение разбираться в теме?
— Совершенно верно.
Когда мы набираем людей в команду, мы смотрим на много разных вещей: не только на то, насколько человек умеет разбираться в новом материале, но и насколько доступно он умеет его подавать. Безусловно мы также смотрим, какой у него бэкграунд и софт скиллы: например, насколько у него развиты навыки общения с другими членами команды.
Вообще редакторская работа и взаимодействие с автором — опасная область. Достаточно пару раза неправильно сформулировать критику авторского текста и можно стать врагами и никогда не работать вместе.
Умение общаться и формулировать свои мысли — тоже важный навык. Например, кофемолка — важнейшая вещь для того, чтобы приготовить кофе, но если у вас нет кофе, то кофемолка вам не нужна. Умение писать текст — это некоторый инструмент донесения мыслей, но для того, чтобы доносить мысли, нужно, чтобы было что доносить.
В чём суть работы редактора и чем он отличается от автора
— Что еще важно уметь человеку, который хочет зарабатывать на создании контента? Как-то худо-бедно научился писать и работать с информацией. Куда ему дальше податься?
Если не навык писать, то навык собирать.
Автор берёт какую-то проблему и пытается решить её с помощью текста. Для этого он собирает информацию из различных источников — и чем круче эти источники, тем круче в итоге контент. Он находит экспертов и разговаривает с ними, читает действительно серьезную литературу. Если автор сам глубоко разбирается в теме — он видит многие проблемы, которые не увидит человек, который разбирается плохо.
Поэтому для автора важен навык сбора и погружения в новую информацию. Считаю, что автор должен разбираться хотя бы в одной теме очень хорошо. Все авторы, с которыми я работал, были экспертами минимум в одной области — и это было лучшее взаимодействие.
Если говорить про редактора — часто команда не понимает, что делает редактор. И зачастую даже сам редактор не знает, что он делает. Особенно если это начинающий специалист.
Приведу пример. Есть автор, который написал текст, а дальше — чёрная коробка под названием «редактор». Все ожидают, что эта чёрная коробка на вход принимает какой-то плохой текст, а на выход — даёт хороший. Что такое плохой текст? Что такое хороший текст? Никому не понятно. И начинают возникать конфликты.
Почему на редактуру так много времени? Или редактор отредактировал текст, отдал его, а потом эксперт нашёл там свою мысль в искажённом виде? То есть имел в виду одно, а редактор изменил на что-то другое. Тогда вопрос, а кто такой редактор вообще? Зачем он нужен? Почему бы нам не обойтись без редактора? Почему нельзя взять хорошего автора, который всё напишет. Почему нет?
— Знакомо, сразу больно стало.
Продолжим о роли редактора в команде. Чтобы описать его роль в современном диджитал-продукте, мне нужно сделать шаг назад и описать роль редактора в издательстве.
Кем был редактор раньше? Вот у нас есть издательство, которое делает книгу. Есть автор этой книги, который приходит в издательство, чтобы её выпустить. Издатель смотрит и оценивает, действительно ли такую книгу можно будет продать. И если принимает решение «да» — будет делать книгу, которая в конечном итоге дойдёт до читателя.
Таким образом у нас есть три заинтересованных лица: автор книги, издатель и читатель. И вот в этом треугольнике редактор тот, кто находит равновесие между интересами трёх людей. То есть редактор должен уметь мысленно ставить себя на позицию другого человека, например, читателя.
Поставить себя на позицию читателя и просто подумать, как читатель себя чувствует в момент, когда взаимодействует с этим материалом. Это книга, которую будет читать дома в кресле или какое-то карманное издание, которое достанет в метро? Зачем он вообще покупал эту книгу? У него же было какое-то ожидание: книга на полке ему что-то пообещала.
В свою очередь у автора и издателя тоже есть интересы. Издатель банально хочет заработать: не хотелось бы выпускать книгу, которую никто не купит. Ещё издатель не хочет попасть в ситуацию, когда автор напишет книгу, которая вызовет репутационные риски.
И вот редактор мысленно погружается глубоко в текст и пытается сделать так, чтобы задача каждого из действующих лиц была выполнена. Если мы переносим это с мира издательства в мир современного бизнеса, то в принципе ничего не меняется. Просто вместо издателя — бизнес, у которого есть брендовое позиционирование, у бренда — задачи.
В Яндекс Практикуме у нас огромная контентная команда. В ней есть методисты, армия авторов на каждый курс, иллюстраторы и дизайнеры, команда платформы. Всё это создаёт некие ограничения, которые должен учитывать редактор. То есть редактор, — это человек, который работает с людьми. Ладно, наполовину с текстом, наполовину — с людьми.
Какие ещё нужны важные навыки редактору
— Какие еще скиллы могут потребоваться автору или редактору для работы? Что должен уметь человек, который работает, например, в Практикуме?
— Очень важный навык для редактора — понимать окружение текста. Текст не находится в вакууме, а всегда где-то, например, в электронном письме или на платформе какого-нибудь проекта. Да это может быть просто статья в интернете. Редактор должен понимать, как визуально воспринимается и считывается его текст в той среде, где его размещают.
Другой навык — уметь наполнять и иллюстрировать статьи. То есть уметь визуально передать информацию так, чтобы закладываемый смысл лучше считывался. Так материалы будут эффективнее, а редактора будут больше ценить.
А если мы пишем для сайта молодых мам, хорошо бы редактору понимать, какое семейство шрифтов наиболее уместно. Потому что если выбрать агрессивный шрифт, он будет диссонировать с наполнением, то есть форма будет противоречить содержанию — и это плохо.
Понимание инструментов, которыми доносим сообщение — важный навык.
— Люди думают, что главный навык редактор — уметь набирать буквы на клавиатуре. Но это вообще не так: главный навык — это, во-первых, уметь сформулировать эти мысли и откуда-то взять эти мысли. А уже потом переложить их в текст.
— Согласен. Эта мнимая цель научиться писать берётся исключительно из того, когда человек находится в начале пути и вдохновляется скорее образом, чем деятельностью. То есть не потому что людям действительно хочется писать, а просто они представляют, как пишут клёвые статьи для Т—Ж с бойким языком и уместными острыми шутками. Это приятные ассоциации с собой.
— Ну еще базовый HTML можно поучить. Умение завернуть абзац в теги и поставить h2 у заголовка ещё никому не вредило.
Могу раскрыть как это устроено в наших изданиях, раз уж мы про вёрстку заговорили. В нашем журнале «Код» про программированное естественно вся редакция может самостоятельно заверстать статьи — было бы странно если бы не могла. Но при этом они этого не делают, потому что есть отдельные контент-менеджеры, которые идут и верстают. Но умение быстро поправить в вёрстке что-то поехавшее — незаменимая штука.
В другом журнале у нас часто случаются проблемы с вёрсткой. Периодически бывали ситуации, когда приходит редактор и говорит: «Вот тут поехало, что же делать, нужно звать контент-менеджера!» Я открываю админку и просто правлю за 20 секунд. Базовое понимание HTML, маркдауна и прочих базовых вещей в вёрстке и разметке так облегчает жизнь.
Оно не даст вам буста по зарплате, но сильно облегчит жизнь. В том плане, что вы можете сами пойти и посмотреть. Даже если там какой-то серьёзный технический баг, то умение объяснить разработчику нормальным языком, что произошло, дорогого стоит.
— Давай резюмируем наш разговор. Три главных навыка автора и редактора, не связанных напрямую с созданием текста, то есть написанием буковок?
— Первый навык — уметь погружаться в материал: уметь находить источники фактуры и экспертов, уметь с ними общаться и задавать правильные вопросы, уметь верифицировать информацию.
Второй — визуальное повествование. Когда вы можете сформулировать свою мысль в виде образа, который автоматически считывается.
Третий — уметь общаться, находить общий язык, погружаться в задачу человека, разбираться в контексте и желать принести ценность.